|
Метод сбора данных, при котором респондент самостоятельно заполняет анкету и затем возвращает ее исследователю.
Выделяют следующие техники анкетирования:
- Групповое анкетирование - респондентов, отобранных по условиям выборки, собирают в одном помещении и после вступительной речи исследователя раздают анкеты. Данная техника позволяет достигнуть полного возврата анкет и возможность пояснения в случае затруднения. Трудности - трудно собрать людей вместе, возможность не индивидуального заполнения.
- Индивидуальное анкетирование - анкетёр, объяснив правила заполнения анкеты, присутствует при ее заполнении, поясняя возникшие вопросы. Плюсы: возможность пояснения и полный возврат анкет. Минусы: большие трудозатраты.
- Почтовое анкетирование - предпологает рассылку анкет по почте, факсу, электронной почте или курьером. Основной плюс данной методики: низкозатратность, дополнительные возможности в построении выборки. Основные минусы - отсутствие контроля за заполнением анкет (групповое заполнение, вмешательство третьих лиц, технические ошибки при заполнении) и низкий процент возврата (искажение выборки, затягивание сроков возврата) Основные способы борьбы с данными минусами это повышенное внимание к формулировкам вопросов, инструкциям к заполнению, стимулирование возврата анкет (предварительное оповещение об исследовании, личные обращения к респондентам, повторные обзвон и рассылка, призы и др. бонусы)
- Анкетирование в прессе, вместе с продукцией. Способ анкетирования, когда анкета и инструкции к заполнению печатается в прессе или прилагаются вместе с товарами. Причина использования метода - организационная простота. Минусы - неконтролируемый возврат анкет, отсутствие возможности построения выборки , отсутствие репрезентативности и способов перевзвешивания.
- Опрос посетителей Интернет страниц. Респондент заполняет анкету на интернет сайте. Преимущества данного метода: организационная простота (если не считать технических сложностей), быстрота получения результатов (анкеты получаются сразу в электронной форме), возможность построения интерактивных анкет упрощает применение сложных тестовых методик (конжойнт, большое количество переходов и т.д.), возможность демонстрации графических иллюстраций. Минусы: сложность построения выборки, небольшие возможности для корректировки выборки, ограниченное количество пользователей сети.
|